Родителям леворукого ребёнка

Родители, которым посчастливилось воспитывать маленького левшу, часто сталкиваются с проблемами в обучении малыша правильному письму. Проблема школьного обучения левшей давно привлекает психологов и педагогов, но ситуация остается неизменой на протяжении уже многих лет. Более молодые педагоги в школах обращают внимание на то, как пишет ребенок-левша, пытаясь ему всячески помочь. Педагоги же старой формации, наоборот, пытаются скрытыми способами заставить малыша писать правой рукой. 

Чаще всего леворукие дети  сталкиваются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. По мнению психологов и ученых, дело в том, что отправной точкой для освоения таких умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и моторной координации, часто встречающиеся у левшей, приводят к возникновению ряда трудностей. Самые распространенные среди них такие:

1.Сложность формирования зрительного образа букв и цифр (ребенок начинает путать схожие по виду буквы и цифры, пишет лишние элементы или наоборот, не дописывает части букв и цифр).

2.Проблемы с почерком (неровные штрихи, разнокалиберные растянутые буквы с разным наклоном, нередко непопадание в строку).

3.Невозможность копирования (связана с нарушением памяти).

4.Трудности с запоминанием и восприятием сложных сочетаний букв и слов в предложениях.

5.Зеркальное написание букв, цифр и графических элементов.

6.Замена схожих по форме геометрических фигур (круг – овал, квадрат – ромб - прямоугольник).

7.Очень медленный темп чтения и письма.

Чтобы лучше понять суть проблемы, рассмотрим подробнее снижение темпа письма и феномен зеркальных движений, как наиболее часто встречающиеся и влияющие на процесс обучения у левшей.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из нескольких движений, поочередно сменяющих друг друга – это выполнение самого движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений. Именно длительность микропауз различает механизмы зрительно-моторной динамики у левшей и правшей. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Очень часто педагог, преследуя цель выработать навыки быстрого письма, подгоняет ребенка-левшу. Впоследствии, именно это приводит к сокращению микропауз, которые нужны для самоконтроля. Таким образом, качество письма ухудшается, появляются ошибки и помарки, которые педагоги и родителя трактуют как невнимательность. 

С таким феноменом как зеркальное движение наверняка сталкивались все родители маленьких левшей. У некоторых детей этот феномен проявляется в виде зеркального письма, когда малыш начинает писать с последней буквы, причем переворачивая их в уме так, что написанное можно прочитать, только поднеся к зеркалу. У некоторых детей можно встретить не только зеркальное письмо, но и зеркальное чтение, зеркальное рисование и даже зеркальное восприятие. Родителями, особенно если они правши, такие навыки могут восприниматься как некая особенность ребенка. На самом деле, к сожалению, такие особенности - не что иное, как отображение трудностей, связанных со зрительно-пространственным  восприятием, а также право-левой ориентировкой. 

По данным исследований частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Однако стоит заметить, что у большинства детей от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и это является обычным этапом в овладении письмом. Но не стоит впадать в отчаяние, элементы зеркального письма встречаются так же и у праворуких детей. Обычно это связано с переутомлением или самой обыкновенной невнимательностью.

Феномен зеркальных движений обычно исчезает к десяти годам. Если же после указанного времени зеркальное письмо не исчезает, то рекомендуется присмотреться ко всем зеркальным элементам и проанализировать их. Для этого проще всего обратиться к специалисту, чтобы разобрать причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыков самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом достаточно часто проявляется и зеркальное рисование. Особенно характерно изменение полярности при рисовании (ребенок часто путает верх-низ, вертикаль-горизонталь, лево-право). Подобное рисование является последствием неусвоенности малышом основных принципов организации пространства.

Реже у левшей встречается зеркальное чтение. Причины такого нарушение носят в основном зрительно-пространственных характер: дети испытывают затруднения при восприятии целого слова или не могут уловить связь между буквосочетаниями. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. 

Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожих на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка, и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не столько о ведущей руке, сколько об определенной организации головного мозга. Поэтому последствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У леворуких детей нередко встречаются школьные страхи (перед неудачами, которые связаны с письменными работами). Как правило, такие проблемы возникают в семьях, где очень настороженно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебе. 

Резюмируя, хотелось бы добавить, что чем чаще родители обращают внимание на трудности своего ребенка, там меньше этих трудностей становится. Занимайтесь с малых лет играми, развивающими память и координацию, предупредите педагога, чтобы был повнимательнее, обращайте внимания на мелочи, и, наконец, самое главное - не забывайте, что ваш маленький левша больше других нуждается в вашей поддержке. 

 
 




Корзина  

Нет товаров

Доставка 0,00 грн.
Всего 0,00 грн.

Корзина Оформить

Учебники и канцтовары